Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
Что мешает развитию экономического образования в России? Как его проблемы связаны с советским наследием? И в чем слабые стороны студентов из России? Об экономическом образовании новый выпуск «Экономики на слух» – «Недетский вопрос» с научным руководителем РЭШ и профессором университета Помпеу Фабра Рубеном Ениколоповым, который отвечает на вопросы учеников школы «Летово» Марии Банниковой и Егора Лазарева. Один из главных – почему в России невелик спрос на общественные науки? GURU публикует основные тезисы этого выпуска.
Филипп Стеркин
Российскому экономическому образованию катастрофически не хватает качества. Буквально несколько университетов учат на вполне мировом уровне, но это скорее исключение. Отставание России объясняется комбинацией причин.
Первая – очень низкие стартовые позиции. В Советском Союзе была другого типа экономическая наука. В чем-то она была высокого качества, например математическая экономика, но это очень узкое направление, а как явления экономического образования не было. То же можно сказать и про другие социальные науки. Формироваться экономическая наука в России, по сути, начала всего 30 лет назад. И потребуется еще очень много времени, чтобы догнать страны, где она развивалась намного дольше.
Вторая причина (и она связана с первой) – это внутриуниверситетские истории. Кто у нас стал преподавать экономику почти во всех вузах, особенно региональных, в 1990-е гг.? По большей части бывшие преподаватели марксизма-ленинизма. Они решали, что такое экономика и как ее нужно изучать. Они воспитывали себе подобных, и так сформировалась самоподдерживающаяся система с достаточно большой инерцией. Эта родовая травма стала тормозом для развития экономической науки в России.
Третья причина – низкий спрос. Экономисты высокого класса требуются той части бизнеса, где высока конкуренция и где ключевую роль играет человеческий капитал. К сожалению, в России таких секторов немного, российская экономика очень сильно монополизирована, в ней очень велико государственное вмешательство. Поэтому спроса со стороны бизнеса недостаточно, чтобы поднять экономическое образование: ему хватает того небольшого количества экономистов, которые получают образование по мировым стандартам.
И на все это накладывается государственная политика, которая не способствует развитию общественных и гуманитарных наук. Основное внимание государство уделяет естественным наукам (да и вообще не уделяет науке достаточное внимание). Такое отношение тоже унаследовано с советских времен: считается, что главное для развития экономики – высокие технологии, а это большая ошибка. В ведущих экономиках общественные и технические науки идут в связке, поскольку именно развитие экономической науки и образования способствует быстрому внедрению новых технологий в массовое производство. В России же это всегда было проблемой: ученые совершали замечательные открытия, которые не находили применения в экономике. Общественные науки были в загоне, и, что еще хуже, опять же в силу советского наследия власть предержащими они воспринимаются с опаской.
Попытки запустить программы PhD в России были, но буквально в зачаточной форме. Это самый верхний уровень образования, и PhD-программы по экономике просто не успели появиться в России. Преподавать на них, учить людей заниматься исследованиями могут только очень крупные и состоявшиеся ученые. Может быть, только сейчас в России появилось достаточное количество таких профессоров экономики.
Но остается вторая проблема – низкий спрос. Вот получаете вы PhD в России – и что потом с этим делать? В США, где я получил степень PhD, очень много университетов, в которые вы можете устроиться профессором. Высокий спрос и со стороны частного сектора, где используются продвинутые финансовые и экономические модели. В России же для людей с PhD очень узкий рынок.
Специалист со степенью PhD нужен бизнесу, который занимается серьезными инновациями, когда не хватает существующих моделей ведения бизнеса и нужно что-то новое, нужно всех удивить. Поэтому такой высокий спрос на сотрудников с PhD со стороны технологических компаний. Скажем, очень много экономистов работает в Google, поскольку, например, один из основных источников дохода для поисковика – это продажа рекламы через аукционы. Разработать эти аукционы – очень творческая, близкая к исследовательской работа, требующая знаний уровня PhD.
В любой сфере есть разделение труда, и среди экономистов тоже. Одни занимаются более техническими направлениями, другие – более гуманитарными.
Сильная сторона студентов из России – именно техническая подготовка, и хорошим студентам всегда найдется место на ведущих PhD-программах. Но им не хватает гуманитарной подготовки. Экономика, конечно, сейчас очень сильно математизирована, но сфера, где нужна совсем продвинутая математика, – это условно 10% экономики (например, среди выходцев из России много сильных эконометристов). А в остальных 90% требуются очень хорошие гуманитарные знания. Тем более что самые интересные исследования в экономике проводятся на стыке наук и нужно иметь хотя бы базовое представление о том, как другие науки смотрят на изучаемое явление. При этом, конечно же, умение делать расчеты и анализировать данные – это базовый навык для всех экономистов.
Я не хочу, чтобы это прозвучало жестко, но люди, которые хорошо подкованы только технически, могут ответить на интересный, хорошо сформулированный вопрос, но сами его поставить обычно не могут – им не хватает для этого кругозора, понимания контекста. А задать правильный вопрос гораздо важнее, чем дать правильный ответ. Потому что если вы отвечаете на бессмысленный вопрос, то неважно, насколько хороший вы дали ответ. Вопросы же технарям обычно ставят люди, у которых технические и гуманитарные знания сбалансированы.
Экономика становится все более мультидисциплинарной наукой. Если человек, чьи знания об экономике базируются на школьных учебниках, посмотрит на то, чем занимаются экономисты, то в половине случаев у него возникнет вопрос: почему это вообще называется экономикой? Экономисты занимаются совершенно разными вещами, близкими к психологии, социологии и т. д. (рекомендуем послушать подкасты про то, как экономисты изучают связь языков и экономики, и про поведенческую экономику, а также познакомиться с книгами на эту тему. – Ред.). Самое точное определение: экономика – это то, чем занимаются экономисты. Оно несколько жульническое, но точное: вот чем решили заниматься, там и проходит граница экономики. Но если дать чуть более честный ответ, то на самом деле в экономике скорее важны методология, инструменты, которые экономисты используют для анализа самых разных вопросов в самых разных областях: в социологии, психологии, политологии. Экономисты изучают те же самые проблемы, но используя свои методы и инструменты (о том, что изучает наука экономика, – лекция Рубена Ениколопова).
Большинство молодых людей, которые твердо знают, чем они хотят заниматься, ошибаются. Люди все чаще меняют профессию – иногда по своей воле, иногда не по своей. Эти перемены требуют гибкости, и важно отдавать себе отчет, что с очень большой вероятностью ваши карьерные планы изменятся.
Поэтому главное, во всяком случае на уровне бакалаврского образования, – создать для себя максимально широкий набор возможностей быстро переключаться с того, что оказалось вам не по душе, на то, что вам больше нравится. Для этого очень важны теоретические основы – тот фундамент, на котором можно строить самые разные здания. Но, к сожалению, людей часто (так студенты, только поступившие в университет, спешат заняться практикой) интересует, какого цвета будет крыша дома, а не фундамент. А потом вдруг жизнь поменялась, нужно строить другое здание, а фундамент очень узкий, и ничего нового на нем не возвести. Поэтому важно помнить, что чем шире ваши знания, чем больше вы получаете теоретических фундаментальных знаний, тем шире спектр ваших возможностей.
Об экономическом и не только образовании беседовали недавно в «Экономике на слух» содиректора Совместного бакалавриата РЭШ и НИУ ВШЭ Ирина Денисова и Сергей Степанов со студенткой 4-го курса совбака Анастасией Небольсиной.