Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
С запуском в 2000-х гг. программ финансовой грамотности исследователи озаботились ключевым вопросом: как это обучение влияет на способность людей принимать разумные финансовые решения? Единого мнения на этот счет пока нет. GURU рассказывает о ключевых исследованиях, авторы которых пытались дать ответ на этот вопрос.
Павел Миледин
Споры об эффективности обучения финансовой грамотности идут много лет – с тех пор как различные страны из-за усложнения финансовых продуктов начали запускать национальные программы в этой области. Обычно они включают в себя несколько блоков, объединенных по принципу от простого к сложному: от того, что такое деньги, через бюджет домохозяйств, накопления и кредиты к инвестированию и пониманию финансового ландшафта и рынков (подробнее читайте здесь). Но одно дело теория, другое – практика. Прослушанная год назад лекция про сложные проценты может оказаться бесполезной при выборе депозита.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), разрабатывающая мировые стандарты в этой области, называет финансовой грамотностью не теорию, а «сочетание осведомленности, знаний, навыков, отношения и поведения, необходимых для принятия обоснованных финансовых решений». То есть речь идет не о теоретическом образовании, а о сочетании знаний, психологических установок и опыта – рациональном финансовом поведении. Само по себе знание не равно правильному поведению, замечает академический директор программ РЭШ по управлению благосостоянием Алексей Горяев.
Исследователи не раз пытались оценить влияние одного (образования) на другое (поведение). Одна из самых известных и цитируемых работ в этой области – опубликованное в 2014 г. исследование «Финансовая грамотность, финансовое образование и финансовое поведение». Его авторы Даниэль Фернандес, Джон Линч и Ричард Нетемейер проанализировали выпущенные в 1969–2013 гг. 168 работ, где оценивалась эта взаимосвязь. Это был первый метаанализ в этой области (изучение массива исследований для обобщения результатов). Они пришли к поразительному выводу: эффекта почти нет – обучение финансовой грамотности объясняет лишь 0,1% различий в финансовом поведении. И этот эффект со временем ослабевает.
Фернандес с коллегами объясняли это тем, что знания не были подкреплены навыками и моделями поведения при принятии финансового решения. «Возможно, образованию мешает неспособность четко определить, какое поведение будет нормативным, а не «в зависимости от обстоятельств», когда ни учителя, ни ученики не могут предвидеть эти будущие обстоятельства», – пишут они.
К схожим выводам примерно в то же время пришла и ОЭСР, ссылаясь на результаты опросов Бюро финансовой защиты потребителей (CFPB) в США. Они показали, что людям важны знания не о финансовом инструменте, а о том, как поступать в конкретной ситуации. Бюро финансовой защиты потребителей тоже определило финансовые способности как навык, который влияет на использование финансовых знаний. Этот навык включает в себя и эффективное поведение, и умение искать и проверять информацию, и способность противостоять манипуляциям мошенников и собственным зависимостям.
Спустя шесть лет вышла работа, авторы которой спорят с выводами Фернандеса. Речь об исследовании 2020 г. «Финансовое образование влияет на знания и деятельность в области финансов», проведенном группой авторов во главе с Тимом Кайзером из Университета Кобленца – Ландау.
Они тоже провели метаанализ, чтобы оценить изменение финансового поведения после обучения финансовой грамотности. С 2014 г. число исследований такого рода сильно выросло и все больше стран вводили программы по финансовой грамотности. Поэтому Кайзер и соавторы считают свой анализ более полным: они изучили результаты 76 рандомизированных контролируемых экспериментов против 13 у Фернандеса и соавторов. Были обобщены данные из 33 стран по 160 000 человек, пишут они.
«Оценка качества квазиэкспериментальных исследований и определение того, какие из них следует включить или исключить из метаанализа, дают исследователям дополнительную степень свободы, которой мы хотели избежать», – объясняют Кайзер и соавторы. Это, как и измененные методы оцифровки и кодирования результатов этих работ, в корне изменило результат исследования. «Финансовое образование в среднем положительно влияет на финансовые знания и поведение <...> эффект очень близок или даже выше, чем средний эффект от образования в других областях, таких как математика и чтение», – утверждается в их исследовании.
Кайзер и соавторы сделали три основных вывода:
- эффект финансового образования по меньшей мере втрое превышает эффект, задокументированный в работе 2014 г.;
- а с учетом различий в программах – даже в 5 раз;
- нет четких свидетельств резкого ослабления эффекта финансового образования с течением времени. Он сохраняется до двух лет.
Фернандес и соавторы предлагали несколько объяснений слабому влиянию курсов по финансовой грамотности на финансовое поведение. Например, они обращали внимание на пользу обучения в нужное время – когда человек принимает решение: выбирает вклад или думает, вложить ли деньги в то или иное начинание.
Кроме того, они советовали учитывать индивидуальные особенности людей, их имущественное положение, место жительства, предпочтения в инвестициях. Личные обстоятельства, в частности воспитание, социальное окружение, связи, сильно влияют на финансовое поведение, писало и Бюро финансовой защиты потребителей, ссылаясь на интервью с потребителями и практиками. Никакая теория не ответит на вопрос, какой выбор наиболее походит человеку в разных обстоятельствах, соглашается Горяев. Меняются не только эти обстоятельства, но и сам человек – его цели и ценности, рассуждает он, поэтому нельзя сказать, что для молодого человека решение копить на пенсию будет столь же рациональным, как и для человека среднего возраста. А еще очень важна мотивация – ради чего человек учится финансовой грамотности, отмечает Горяев.
На различные результаты двух работ кроме базы исследований и методологии оценки, а также развития самих образовательных программ могла повлиять и бОльшая доступность финансовых услуг из-за цифровизации. В результате усвоение учебных материалов и трансформация его в опыт могли сильно улучшиться.
В любом случае финансовая грамотность не является гарантией от банальных и распространенных ошибок. Любой финансист – неважно, сколь высокой квалификации и информированности, – подвержен когнитивным искажениям и не всегда действует рационально со своими деньгами, отмечает Горяев. Так, опубликованное в 2021 г. исследование сделок инсайдеров американских компаний (а это директора, топ-менеджеры и крупные акционеры) показало, что они при сделках с акциями своей компании допускают те же ошибки, что и большинство рядовых инвесторов.
Программа финансовой грамотности помимо знаний об инструментах и умения делать расчеты должна включать в себя еще и формирование правильных установок, тогда она скорее будет способствовать более осознанному поведению, говорит Горяев, хотя переоценивать значение таких программ не стоит. Существуют и нефинансовые мотивы, продолжает он, например, кому-то свобода и квартира в аренду может подходить больше, чем ипотека с процентами по кредиту, даже если финансово это более выгодное решение.