Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
С развитием рынков финансовые продукты стали сложными и зачастую непонятными для людей, что создает риски как для их личных финансов, так и для рынков. Власти по всему миру стали замечать проблему лет 20 назад. Теперь финансовой грамоте учат в школах, с прошлого года в обязательном порядке – и в российских. GURU рассказывает, как устроены эти программы и почему они могут оказаться бесполезными.
Павел Миледин
Займы до зарплаты, кредиты на рефинансирование, сложные продукты, объединяющие депозиты с производными финансовыми инструментами или страхованием, – выбор финансовых продуктов растет, а с ним и поток жалоб потребителей, потерявших деньги или оказавшихся банкротами из-за своей финансовой безграмотности. Но это еще полбеды – в вышедшей в 2000 г. книге «Иррациональный оптимизм» будущий нобелевский лауреат по экономике Роберт Шиллер писал, что люди, не разбираясь в рынке, стали заниматься сложными спекуляциями, относясь к ним, как ко второй работе, «где они будут сами себе хозяевами».
В ответ многие страны запустили программы финансового образования. Координировала процесс Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР; 38 государств-участников), она же разрабатывала стандарты финансового образования и финансовой грамотности. Россия в нее так и не успела вступить – в 2014 г. переговоры были заморожены. Тем не менее Россия активно участвовала в этом процессе в рамках G20.
Итогом стала стратегия финансовой грамотности, утвержденная в 2017 г. российским правительством. Один из видимых результатов – уроки по финансовому образованию включены в школьную программу. С 1 сентября 2022 г. преподавание основ финансовой грамотности стало обязательным в 1–9-м классах. Со следующего (2023/24) учебного года оно будет обязательным и для 10–11-го классов. Руководители Центробанка давали открытые онлайн-уроки: председатель Эльвира Набиуллина обучала основам финансового поведения, а бывший первый зампред Сергей Швецов рассказывал о финансовых инструментах на примере русских народных сказок.
Цель этих программ и уроков – помочь людям на базовом уровне разбираться в финансовых продуктах и услугах, вести себя с деньгами разумно. Большинство программ построено по принципу «от простого к сложному». Например, ОЭСР формирует рамку финансовых знаний из четырех разделов.
Первый раздел, «Деньги и сделки», – это обучение азам, знакомство с разными формами денег и платежей, но главное – с разумным к ним отношением. Может показаться странным, но требуется объяснять не только что такое инфляция и как она съедает наши доходы, но и как выбрать между более дорогим и дешевым товаром, а сделав выбор, сравнить цены у разных продавцов. Главная задача на этом базовом уровне – научиться бережно относиться к деньгам: реалистично оценивать будущие доходы, осознать концепцию альтернативных издержек (если купить один товар, на другой денег уже не останется), избавиться от лишних расходов и т. д. Только решив эту задачу, человек может двинуться дальше, когда деньги в буквальном смысле слова начнут делать деньги.
Второй раздел, «Планирование и управление финансами», – самый объемный и, пожалуй, самый важный. Его цель – научиться жить по средствам: управлять своим бюджетом, формировать накопления, в том числе на пенсию, инвестировать, осмотрительно брать кредиты. Можно назвать это набором навыков, которыми должен обладать любой взрослый человек. Однако лишь меньшинство следует этим правилам. И если копить на пенсию или просто откладывать деньги многим в России не позволяют низкие доходы, то вот кредиты люди часто набирают из-за финансовой безграмотности (хотя и из-за нехватки денег тоже). В России примерно у 20% заемщиков минимум три кредита, в том числе почти у 10% их четыре, пять и даже больше.
Прошедший этот уровень человек научится составлять и планировать бюджет, сначала формировать подушку безопасности, а затем переходить к инвестированию, причем не абы какому, а с конкретной целью (накопить на первый взнос по ипотеке через два года, на образование ребенка через 10 лет или на пенсию через 30) – от этого зависят и необходимые суммы, и способы накопления, – обращаться с базовыми финансовыми инструментами – депозитами и кредитами. Даже банковский вклад нужно выбирать в соответствии с поставленной целью: например, тому, кто копит на первый взнос по ипотеке, выгоднее открыть депозит под 12% годовых с ежемесячной капитализацией процентов, чем под 13% годовых с выплатой в конце срока. Многие люди понимают верность этих простых истин, но не следуют им. «Когда мы рассказываем о сложном проценте своим студентам, у них от скуки закрываются глаза, – пишут в знаменитой Spiritus Animalis два нобелевских лауреата Роберт Шиллер и Джордж Акерлоф. – Они осознают, что смогут таким образом обеспечить себе безбедную старость, но с трудом представляют, зачем это нужно. Наши студенты не в состоянии представить себя стариками и понять, на что будут тратить эти «лишние» деньги».
Один из важных навыков – оценивать стабильность доходов, а также отделять постоянные расходы от внезапных (универсальный подход хоть для личного, хотя для государственного бюджета). А если вы не можете оплатить непредвиденные расходы из текущих доходов, то вы рискуете еще и своими инвестициями – придется срочно изымать деньги, возможно, с потерями, и это будет черный день для вашего портфеля.
Одно из препятствий, с которым сталкиваются люди, пытаясь спланировать бюджет, – наши собственные поведенческие аномалии: мы стремимся получить выгоду сейчас (это приводит к росту долговой нагрузки) и не готовы жертвовать чем-то сегодня ради выгоды потом (это приводит к снижению накоплений). Ричард Талер и Касс Састейн в бестселлере Nudge дают совет, как обмануть себя: заниматься ментальным учетом своих расходов. Они иллюстрируют это историей про двух знаменитых актеров – Джина Хэкмена и Дастина Хоффмана, друживших еще в студенческие годы.
Однажды Хоффман попросил в долг у Хэкмена. Тот согласился, но одновременно удивился, потому что увидел на кухне у Хоффмана банки с деньгами, каждая была подписана «аренда», «коммунальные услуги» и т. д. На вопрос, зачем залезать в долги, если есть деньги, Хоффман показал на пустую банку с надписью «еда». Ради такого ментального учета люди могут принимать, казалось бы, совершенно невыгодные им финансовые решения, например откладывать деньги на покупку, получая по ним низкий доход в банке, а то и не получая вовсе, и одновременно платить по кредитам.
Также ОЭСР дает начинающим инвесторам несколько важных рекомендаций: учитывать затраты на инвестирование, в том числе на выход из активов, разбираться в основах рынка (например, отдавать себе отчет в том, что цены акций могут меняться независимо от событий на рынке), а еще контролировать свои эмоции и понимать, что когнитивные искажения могут приводить к финансовым потерям (о поведенческих финансах можно послушать выпуск «Экономики на слух», а еще вы можете проверить свои знания, пройдя наш тест).
Третий раздел, «Риски и доходность», – уже для продвинутых игроков. Он знакомит с рисками (кредитными, падения дохода, инвестиционными), с доходностью и их соотношением. Что может пойти не так и чем это грозит, где слабое место в финансовом плане – эти вопросы продвинутый игрок должен задавать себе регулярно. Например, как повлияет на его финансы изменение ключевой ставки – приведет ли к росту цен облигаций в портфеле, увеличит ли платежи по кредиту с плавающей ставкой? Что будет с личным пенсионным портфелем при падении рынков, сколько вы можете себе позволить потерять и как долго можете нести эти потери? Для молодых и тех, кому до пенсии осталось несколько лет, ответы будут разными. Как посчитать доходность облигаций или дивидендную доходность акций и какие факторы могут на них повлиять и как? Какие инструменты подойдут именно вам исходя из вашего риск-профиля?
Четвертый уровень, «Финансовый ландшафт», – очень важный раздел, формирующий представления о финансовых рынках и инструментах, правах потребителей, защите от мошенников. Те, кто его прошел, читают договор до того, как подписывают, наводят справки о компании, прежде чем купить ее бумаги, знают свои права и обязанности как потребителя финансовых услуг, понимают, как платить налоги (и возвращать переплаченное) и многое другое.
Похожим образом – от простого к сложному – построено финансовое образование и в России. В школах нет отдельного предмета под названием «финансовая грамотность», но Минпросвещения с помощью ЦБ и Минфина изменило программы так, что части этого курса вошли в другие предметы: математику, окружающий мир, обществознание и даже немного в информатику и географию.
Начинается все в детском саду. Детям про деньги, судя по федеральной программе дошкольного образования, должны рассказывать в рамках трудового воспитания (о рекламе, назначении денег, планировании расходов на желаемую покупку). В начальной школе процесс продолжается в основном с помощью математических задач, в которых фигурируют деньги. А в 8-м классе на обществознании будут изучать тему «Человек в экономических отношениях».
В этом блоке ученики должны узнать, что такое деньги, банки, финансовые посредники, фондовый рынок, акции и облигации, научиться принимать экономически рациональные решения, уметь составлять личные финансовые планы. В 10–11-м классах этот модуль повторится, но более углубленно, в частности, школьникам расскажут о монетарной политике Центробанка и мировом финансовом рынке.
Директор программы Федерального методического центра РАНХиГС Екатерина Лавренова оценивает получившийся результат как «очень эклектичный». По ее словам, во всех этих элементах финансового образования в школах нет целостной картины предмета, которая была сформирована российской «Единой рамкой компетенций». Она похожа на рамку ОЭСР, но добавлены, например, модули по цифровой среде и цифровой безопасности.
Еще одна проблема, на которую указывает Лавренова, – модули по финансовой грамотности 10–11-го классов должны быть включены в учебники, например, по обществознанию, но разработчики курса «обществознание» не учитывают потребностей детей в финансовой социализации и включают в предмет то, что им кажется необходимым. «Зачастую это избыточное [знание], в то же время многих важных вопросов, в том числе цифровизации и финансовой безопасности, практически нет», – объясняет она.
Отдельные учебники по этому предмету предназначены скорее для внеурочной деятельности (список рекомендованных Минпросвещения здесь). Одни, вроде учебника Валерия Чумаченко и Алексея Горяева для 8–9-го классов, структурированы по тому же принципу «от простого к сложному». Школьники от основ финансового планирования переходят к кредитам, депозитам и инвестициям. Другие учебники, например Алексея Киреева для 10–11-го классов, созданы уже как пособия по взаимодействию с конкретными финансовыми организациями или решению жизненных кейсов – это должно помогать людям, как написано на обложке, учиться «разумному финансовому поведению».
А что на практике? Теория финансового образования и навыки финансового поведения в реальной жизни – вещи все же разные, отмечает профессор РЭШ, академический директор программы «Мастер управления благосостоянием» Алексей Горяев. В идеале финансовое образование должно учить не тому, что такое деньги, а как правильно к ним относиться, считает он.
«Детям не интересно знать, как выглядели деньги или банкноты когда-то давно, тем более что деньги сейчас все больше электронные», – уверен он. Горяев считает, что школьников необходимо учить, как принимать финансовые решения: стоит ли купить что-то сейчас или накопить на гаджет. И говорит, что интерес и эффект от уроков, где детей учат принимать такие решения, куда выше.
Но без теоретического образования по принципу «от простого к сложному» не обойтись, уверен Горяев: «В процессе обучения человек незаметно меняется, появляются более вдумчивый подход к деньгам, осмысленность».
Насколько эффективно обучение финансовой грамотности? Исследования показывают, что результаты не всегда радужные. «Данные ясно свидетельствуют о том, что инвестиции в школьные программы финансового образования действительно влияют на финансовые знания и – в меньшей степени – на финансовое поведение», – указывают Тим Кайзер и Лукас Меньхофф.
Дело в том, финансовая грамотность – не только образование, но еще и навык финансового поведения и верные установки в отношении к деньгам, о чем и говорит Горяев. Образование само по себе дает лишь базу для этих навыков.
Как трансформировать эти знания в разумное финансовое поведение, читайте в нашем будущем материале.