2.03 – С самого начала большевики использовали кинематограф как главное средство медиакоммуникации и основу для создания советской культуры
2.37 – Четыре «почему» большевики сделали ставку на кино
3.57 – Политика кинофикации – превратить все население страны в кинозрителей
4.40 – Как были устроены киносети в советском государстве
6.35 – СССР, США, Германия – какие нарративы власти хотели донести через кино
8.43 – С чего начинается «Волга-Волга» и на что опирается фильм «Кубанские казаки»
9.47 – Чего и как хотел добиться с помощью кино Третий рейх
11.38 – Главные кинозвезды советского кино 1930-х – женщины
13.00 – Красивая женщина на экране, которая работает и поет, должна была направить энергию зрителя на труд
13.40 – Зритель поначалу не принял фильм «Летят журавли», героиня которого казалась слабой и столь непохожей на героинь Любови Орловой
15.25 – Очень советская концепция – ждать от искусства, что оно будет менять действительность, учить и воспитывать
17.32 – О чем Сталин поговорил с Эйзенштейном
18.15 – Переход от плакатной реальности сталинского кино к новому диалогу со зрителем в эпоху оттепели
19.45 – Как была устроена экономика советского кино
21.14 – Тираж как способ регулировать предложение
23.23 – Чем закончилась попытка коммерциализации кино
25.01 – Почему вскоре после войны начался период малокартинья
27.11 – Как зритель воспринимал трофейное кино и как изменилось это восприятие в 1980-е
30.35 – Почему советский зритель так любил индийское кино
32.52 – Десталинизация кино в 1960-е – как она проходила и что можно увидеть в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»
36.08 – Как работала цензура и как мог появиться фильм «Комиссар»
39.09 – Никто не понимал, почему фильм может быть запрещен
39.31 – Как работала цензура в Голливуде
41.44 – Что ждало фильмы 1960-х во время застоя и где можно было посмотреть «Зеркало» Тарковского
42.42 – Как советское кино рассказывало о войне: три взгляда – при Сталине, Хрущеве и Брежневе
45.16 – Какую роль кино играло в национальной политике СССР
48.39 – В республиках можно было снять то, что нельзя было снять в Москве или Ленинграде. Примеры фильмов «Двое» и «Долгая дорога в дюнах»
48.57 – Чем закончилась попытка построить советский Голливуд
В новом выпуске «Экономика на слух» обсуждает очень необычную для нашего экономического подкаста тему. Кристина Танис рассказывает о советском кино, историю которого она изучает и преподает на Совместном бакалавриате ВШЭ и РЭШ. Почему большевики проводили политику кинофикации всей страны и как с помощью кино хотели ковать нового советского человека? Что устройство киноиндустрии может рассказать о советской экономике в целом? Снимались ли в плановой экономике фильмы по плану? Насколько жесткой была цензура? Чего ждал зритель от кино и почему многие сначала не приняли фильм «Летят журавли»? Как кино 1960-х проводило десталинизацию и что можно рассмотреть в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»?
Рассказывает Кристина и о том, как изучает кино со студентами Совместного бакалавриата. Разнообразие возможностей – принцип этой уникальной программы двух ведущих вузов: она не только дает сильную подготовку по экономике, математике и английскому, но и позволяет студентам выбирать предметы из самых разных областей – от литературы, истории искусств и менеджмента до продвинутой математики, анализа данных и программирования. Выпускники программы востребованы и в бизнесе, и в науке, поступают на PhD в ведущие университеты мира. Подробности о программе здесь.
Четырнадцатый сезон подкаста выходит при поддержке Группы «Московская Биржа».
Все выпуски подкаста также доступны во всех подкаст-плеерах: полный список подкаст-плееров. Google-подкасты закрываются, поэтому тем из вас, кто слушал наш подкаст на смартфоне с операционной системой Android, мы предлагаем перейти на плейеры Pocket casts или Castbox.