Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
Скажи мне, что ты помнишь об инфляции, и я скажу тебе, что ты ждешь от нее. Примерно такой вывод сделала группа экономистов, решившая выяснить, как опыт, полученный при всплеске инфляции после пандемии COVID-19, может повлиять на будущие инфляционные ожидания людей. GURU публикует краткий перевод колонки на сайте Центра исследований экономической политики (CEPR), написанной авторами исследования Изабель Саль (главный исследователь Банка Канады, научный сотрудник Амстердамского университета), Юрием Городниченко (профессор Калифорнийского университета в Беркли) и Оливье Койбионом (профессор Техасского университета в Остине).
Перевод Маргариты Шолоховой
Из-за недавнего всплеска инфляции во многих развитых странах до уровней выше 10% целое поколение столкнулось с первым в своей жизни эпизодом сильного и продолжительного ускорения роста цен. Анализ более ранних данных показывает, что экстраординарные макроэкономические события могут существенно повлиять на убеждения и экономические решения целого поколения – от переживших Великую депрессию американцев до немцев, прошедших через гиперинфляцию 1920-х гг. Всплеск инфляции после пандемии ковида несопоставим с этими событиями, но его влияние на взгляды и поведение людей является важной темой для мировых центробанков, которые стремятся привязать инфляционные ожидания к своим таргетам, чтобы предотвратить слишком быстрый рост цен.
В нашем исследовании мы провели масштабный опрос домохозяйств в Нидерландах и лабораторный эксперимент со студентами Амстердамского университета в то время, когда инфляция в стране была на пике. На первом этапе мы попросили участников описать до двух эпизодов ускорения и замедления инфляции, произошедших за их жизнь, с указанием времени и места, максимального и минимального роста цен и амплитуды изменения инфляции. Мы также попросили оценить, насколько респонденты уверены в своих воспоминаниях, назвать предполагаемую причину динамики инфляции и описать ее влияние на личные финансы.
В результате мы обнаружили, что воспоминания сильно различаются даже у людей, принадлежащих к одному поколению. На Рис. 1 представлено распределение во времени всплесков инфляции и дефляции, упомянутых респондентами. В целом люди помнят скорее рост, чем снижение инфляции, особенно в период 2021–2022 гг. (его вспомнило около 40% участников опроса). Второй всплеск приходится на 2008–2010 гг., когда вслед за глобальным кризисом произошло существенное изменение цен на продовольствие и сырьевые товары. Заметно меньше людей вспомнило период около 1980 г., когда инфляция в Нидерландах была высокой и волатильной.
Различия также замечены в причинах изменения инфляции, которые называли респонденты (см. Рис. 2 и 3). Эпизоды 1970-х и 2010-х гг. связывали с изменением стоимости материалов и энергоносителей, а дезинфляцию 1990-х гг. – с изменением курса валюты (тогда произошло резкое повышение курса голландского гульдена). Что касается 1980-х гг., то многие не смогли назвать причину снижения инфляции; около 35% из тех, кто помнил замедление роста цен, связало его с политикой регуляторов или снижением спроса на товары, 15% – с изменением цен на энергоносители и материалы.
Мы также обнаружили заметную асимметрию в том, что касается влияния этих эпизодов на личные финансы: большинство респондентов отметили, что резкие скачки инфляции ухудшали их материальное положение, а вот единого мнения о том, что дезинфляция оказала положительный эффект, замечено не было.
Эти результаты четко указывают на то, что экономические события прошлого по-разному воспринимаются и оцениваются отдельными людьми.
Рисунок 1. Периоды инфляции и дезинфляции, которые вспомнили респонденты, и фактический уровень роста цен
Рисунок 2. Причины инфляции
Рисунок 3. Причины дезинфляции
Примечание: Рис. 1 – годовые данные; Рис. 2 и 3 – данные по десятилетиям.
На следующем этапе исследования мы решили ответить на вопрос, как воспоминания влияют на поведение людей и инфляционные ожидания на период до 2025 г. С помощью эконометрических методов мы сопоставили воспоминания с ожидаемым в будущем уровнем роста цен, взглядами на действия регуляторов, доверием к центральному банку, а также осведомленностью о его главной цели. Разработанный нами обширный опросник позволил выявить множество неизвестных факторов, которые могли принципиально повлиять на результаты исследования. Кроме того, мы использовали исторические данные по инфляции, чтобы отделить влияние индивидуальных воспоминаний от коллективного опыта.
Мы обнаружили, что эпизоды инфляции и дезинфляции, которые вспоминали респонденты, влияют на ожидаемую динамику цен. Воспоминание о прошлых случаях ускорения роста цен приводило к более высоким прогнозам инфляции и большей уверенности в их точности, тогда как более яркое воспоминание о дезинфляции, напротив, сопровождалось более низкими инфляционными ожиданиями. Интересно, что наибольшее влияние на ожидания оказывала дезинфляция, которую люди связывали с действиями регуляторов. Воспоминания о дезинфляции также сопровождались большей неопределенностью в отношении ожидаемого уровня роста цен, поскольку респонденты представляли себе более широкий набор вариантов будущей динамики. Кроме того, мы обнаружили четкую связь между воспоминаниями и доверием к Европейскому центробанку (ЕЦБ): память об ускорении инфляции сопровождалась меньшим доверием к регулятору, о замедлении – большим. Кроме того, мы обнаружили, что респонденты, которые помнили как ускорение, так и торможение роста цен, также лучше разбирались в инструментах и целях денежно-кредитной политики.
Важным выводом, который может представлять интерес для регуляторов, является то, что люди, которые помнят предыдущие эпизоды дезинфляции, в большей степени допускают возможность резкого торможения инфляции в будущем, так что у них в среднем более низкие прогнозы роста цен. Это, в свою очередь, соответствует их большей уверенности в том, что ЕЦБ удастся вернуть инфляцию к целевому показателю.
В третьей части исследования мы решили ответить на два вопроса: являются ли полученные результаты простыми ассоциациями или же разные воспоминания об инфляции вызывают разные инфляционные ожидания и, если верно второе, можем ли мы искусственно сформировать воспоминания, чтобы изменить ожидания? Для этого мы случайным образом отобрали для игры часть участников исследования. Она состояла в том, что респонденты должны были дать подряд несколько прогнозов инфляции на следующий год, одновременно получая значения инфляции за предыдущие годы. Они были поделены на три группы: период роста инфляции (1967–1975 гг.), период снижения инфляции (1980–1988 гг.) и период стабильной инфляции (2006–2014 гг.). Респонденты, не участвовавшие в игре, составили контрольную группу. Затем мы еще раз узнали их инфляционные ожидания и сравнили результаты с ожиданиями на основе воспоминаний.
Мы обнаружили, что игра оказала сильное влияние на инфляционные ожидания всех ее участников и полученные результаты в значительной степени повторяли ожидания, построенные на основании воспоминаний. Группа, прогнозировавшая инфляцию в период ускорения роста цен, повышала свои инфляционные ожидания, тогда как те, кто оценивал динамику в период стабильной или падающей инфляции, снижали их. Последнее сильнее проявлялось у респондентов, которые не могли поделиться какими-то воспоминаниями об инфляции или которые прежде указывали относительно более высокие значения динамики роста цен. Интересно, что в дополнительном уточняющем опросе, который был проведен несколько месяцев спустя, респонденты с большей вероятностью вспоминали всплески как инфляции, так и дезинфляции, если в игре они были в группе периода снижающейся инфляции, причем эффект дезинфляции был более заметным для более молодых участников. Кроме того, мы подтвердили гипотезу о том, что игра в прогнозирование создает новые «воспоминания» и ее влияние на инфляционные ожидания респондентов сохранялось в дополнительном уточняющем опросе даже после учета предыдущих воспоминаний.
Полученные нами результаты показывают, что воспоминания об инфляции, по крайней мере частично, влияют на инфляционные ожидания. Поэтому недавнее ускорение роста цен может устойчиво влиять на оценки домохозяйствами будущей инфляции, потенциально усложняя задачу центральных банков по стабилизации динамики цен на годы вперед. Однако фактический результат будет зависеть от того, будут воспоминания людей больше сосредоточены на росте инфляции или продолжающейся дезинфляции, поскольку они влияют на ожидания совершенно по-разному. И коммуникация регулятора по поводу проводимой политики может сыграть заметную роль в формировании ожиданий потребителей.