Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
В стандартных экономических моделях агенты максимизируют собственную полезность и, исходя из этого, принимают те или иные решения. Может показаться, что подобная формальная логика ведет, например, к тому, что фирмы производят блага, выбрасывая токсичные отходы в реки, поскольку это для них бесплатно. Но так ли это на самом деле? Ведь эти отходы могут негативно сказываться на здоровье населения, что приводит к ухудшению общественного благосостояния. Это является одним из классических примеров внешних эффектов.
Анастасия Небольсина
Под внешними эффектами экономисты понимают издержки или выгоды, которые накладываются на агентов, непосредственно не участвующих в деятельности, которая эти эффекты порождает. Так, в примере выше население, проживающее около реки, может не участвовать в производстве или потреблении производимого фирмой блага, но получать издержки в виде худшего качества окружающей среды. Одним из первых это явление описал Артур Пигу. Это пример негативного внешнего эффекта, но, конечно, существуют и положительные внешние эффекты. Например, если один из соседей выращивает цветы перед домом, а удовольствие получают все жители дома, даже не участвуя в уходе за цветами.
Внешние эффекты считаются провалом рынка. Ключевая их особенность состоит в том, что агенты, которые участвуют в деятельности, приводящей к внешним эффектам, не принимают во внимание эффект, оказываемый на окружающих. Обратимся к примеру с заводом, сбрасывающим отходы в реку. На самом деле издержки производства выше, если мы учтем внешний эффект на окружающих. Поэтому с учетом совокупных издержек оптимальное количество блага, производимое заводом, было бы меньше. Таким образом, в равновесии мы получаем, что благ с негативными эффектами производится больше, чем нужно, а с положительными, наоборот, меньше.
Существует несколько способов преодолеть этот провал рынка. Пигу предложил вводить налоги или субсидии, которые впоследствии назвали пигувианскими. Это позволяет решить проблему «перепроизводства» благ, которые сопряжены с негативным внешним эффектом, поскольку теперь производитель несет большие издержки, которые отражают оказываемый внешний эффект. Аналогично работает механизм субсидий, но в этом случае можно, напротив, поощрять выпуск блага с положительным внешним эффектом.
Другими способами устранения этого провала рынка являются ограничение производства квотами или установление рынка квот (cap and trade). Первая мера напрямую сокращает производство «вредного» блага. Вторая подразумевает, что каждая фирма получает право на производство какого-то количества товара, но это право она может продавать другим фирмам. Так, на рынке квот на выбросы углекислого газа «чистые» фирмы имеют преимущество от продажи своих, в то время как «грязные» фирмы несут большие издержки на производство, что создает стимулы применять технологии, снижающие загрязнение.