Цена среднестатистической жизни: как и зачем ее измерять

13.12.2021

Множество экономических терминов и понятий, сформулированных экономистами, употребляются совсем не только в экономических исследованиях, а некоторые и вовсе уже живут своей жизнью – в заголовках СМИ, речах политиков и даже мемах. В рубрике «GURU.Словарь» мы разбираемся, как появились и что на самом деле означают важнейшие понятия современной экономики.

 

Маргарита Лютова

Хотя принято считать, что человеческой жизни не может быть присвоен денежный эквивалент, ведь ее невозможно ни продать, ни купить, на самом деле и правительства, и сами люди фактически постоянно определяют цену жизни, сопоставляя ее с расходами, необходимыми для спасения человека. Например, в начале пандемии COVID-19 вопрос цены среднестатистической жизни часто упоминался при обсуждении разрушительных для экономики карантинных ограничений. Например, знаменитый экономист Луиджи Зингалес (Чикагский университет) подсчитывал, что жесткий локдаун в США помог бы избежать смертей 7,2 млн человек (которые могли бы погибнуть, если бы власти не предпринимали бы вообще никаких мер), которые он оценил в $66 трлн или примерно три ВВП Соединенных штатов. Еще одна интерпретация этой цифры – такой могла бы быть цена бездействия во время пандемии.  

Но как же получить оценку среднестатистической жизни? В исследованиях для этого используются выявленные (revealed) и заявленные (stated) предпочтения: можно анализировать, какие решения принимают люди, когда их выбор связан с риском для жизни, а также данные опросов. При этом, как иронизирует управляющий редактор Journal of Economic Perspectives Тимоти Тэйлор, никто конечно же не спрашивает людей: «Сколько вам нужно заплатить перед тем, как мы вас убьем?». Метод выявленных предпочтений куда надежнее. Например, можно представить себе человека, который готов устроиться на работу, где риск погибнуть на производстве составляет 1 летальный исход на 10 000 сотрудников, при условии, что его зарплата будет выше среднего на $1000 в год. Таким образом, группа из 10 000 сотрудников суммарно за год получит дополнительные $10 млн, зная, что один из них погибнет в ближайший год. Вот эти $10 млн – и есть стоимость статистической жизни. 

Одновременно $10 млн – суммарный объем потерь в зарплате, на которые бы согласились эти 10 000 сотрудников, чтобы работать без риска гибели одного из них. Хотя это был гипотетический пример, цифры не так далеки от реальных оценок статистической жизни для США: анализ на основе 68 исследований с оценками жизни на основе различных наборов данных и методик дал медианную сумму в $9,7 млн (в ценах 2015 г.), Зингалес в упомянутых выше расчетах цены карантина исходил из оценки в $14,5 млн в ценах 2020 г. 

Озадачиться оценками человеческой жизни американских исследователей и чиновников заставила холодная война. Впервые словосочетание “цена статистической жизни” в современном понимании упоминается в статье экономиста Томаса Шеллинга (Нобелевский лауреат 2005 г.) “The Life You Save May Be Your Own”, опубликованной в 1968 г. Несколькими годами ранее Шеллинг консультировал бывшего пилота ВВС США Джека Карлсона, писавшего диссертацию на тему стоимости спасения человеческих жизней. Карлсон считал, что стоимость жизни можно оценить на основе тех издержек, на которые готовы пойти власти для их спасения и приводил в пример хорошо знакомый ему опыт военно-воздушного флота. Так, разработка системы безопасного катапультирования для бомбардировщика B-58 оценивалась в $80 млн, и рассчитав издержки на ее производство и внедрение и количество жизней, которые она помогла бы сохранить, Карлсон пришел к выводу, что минимальная оценка жизни – $1,7 млн. 

Шеллинг же указал, что решать, сколько стоит их жизнь, должны все-таки сами люди, а не те, кто ими управляет, и первым предложил обратиться к тем самым выявленным предпочтениям. Практическое следствие вклада Шеллинга – как раз в том, что это правительства, сопоставляя выгоды и издержки, должны опираться на то, как люди оценивают свою жизнь, – например, при принятии решения о расходах бюджета на здравоохранение, охрану окружающей среды или безопасные автодороги, а также устанавливая ответственность за действия, которые могут повлечь гибель людей, – нарушения техники безопасности на производстве или правил дорожного движения.