Диалоги

Выпускники РЭШ: зачем взрослым учиться

24.05.2021

Рынок труда меняется все сильнее и быстрее, и чтобы поспевать за ним, нам приходится учиться все дольше и больше. Наша карьера все сильнее зависит от того, чему мы научились во взрослом возрасте, а образование превращается в конструктор из набора знаний и предметов. Чему и как учиться взрослым, как строить свой образовательный путь в 40 лет и как выбирать форматы обучения, рассуждают в рамках цикла встреч РЭШ об образовании выпускники Российской экономической школы: Мария Азанова, аспирантка Института Макса Планка (Германия) и выпускница совместного бакалавриата РЭШ и ВШЭ 2017 года; Георгий Егоров, профессор Школы управления имени Келлога Северо-Западного университета США, координатор международного комитета советников РЭШ, выпускник РЭШ 2003 года; Руслан Карманный, глава корпоративных финансов и казначейства в EuroChem в Швейцарии, выпускник РЭШ 2004 года; Софья Хегай, продюсер креативного бутика FMT.JETLAG, выпускница совместного бакалавриата РЭШ и ВШЭ 2019 года.

Зачем учиться во взрослом возрасте и почему меняется подход к образованию

Георгий Егоров Как профессор бизнес-школы, я видел людей с совершенно разной мотивацией. В зависимости от этапа карьеры люди могут хотеть получить знания, навыки, связи — networking, помощь в трудоустройстве. Учиться вы можете и в 25, и в 40, и в 60 лет, но мотивация тоже будет разной. Например, в 40 лет люди не хотят оставаться динозавром, отставать от молодых, которые больше знают и обладают другими навыками. Некоторых людей мотивирует и корочка, диплом: им нужен сертификат о том, что они что-то знают. 

Руслан Карманный Добавлю: образование во взрослом возрасте помогает проверить самого себя, столкнуться с серьезными вызовами. Карл Юнг считал, что в течение жизни у человека должны быть культурные цели, которым он должен придавать большее значение после 40 лет, особенно если много и напряженно работает. Если вы руководствуетесь только целями материальными, то психика может дать трещину. Я сам сейчас не меньше 10–15 часов в неделю трачу на то, чтобы изучать что-то новое по интересной мне теме: привело меня к этому как раз желание найти достойные долгосрочные культурные цели. Сейчас меня интересует письмо: в поиске курсов о том, как правильно писать, я в том числе познакомился с людьми, которые учат создавать рассказы нон-фикшн. Хорошо писать гораздо сложнее, чем казалось на берегу, этому надо долго учиться. Я стал думать, как можно использовать те преимущества, которые у меня есть, для того, чтобы решить эту задачу: может, есть какая-то теория или алгоритмический подход? И познакомился с дисциплиной под названием «естественная обработка текстов». Это часть машинного обучения: машину учат понимать текст. И пока я проходил курсы, я был поражен, как изменились образовательные технологии за 15–20 лет с тех пор, как я закончил РЭШ: обучение стало гораздо более захватывающим и эффективным. Так что я решил поучиться еще чему-то, связанному с моей основной деятельностью – финансами, управлением активами, – и взял стэнфордскую программу по работе с данными, моделированию и оптимизации. 

Мария Азанова Обучение предполагает получение новых навыков. Чем более взрослыми мы становимся, тем большее значение обучение приобретает для здоровья мозга и нервной системы. Я представляю нейронауки: большое количество исследований показывает, что освоение новых навыков помогает создавать в нашем мозге новые связи и замедлять его естественное старение. 

Софья Хегай На мой взгляд, образование сейчас воспринимается не как путь в конкретном образовательном учреждении, а скорее как развитие навыков. Сегодня постоянно учиться стало возможно, во-первых, потому что образованность в нашем культурном контексте считается важной и даже престижной. Во-вторых, появилось гораздо больше возможностей: в цифровом пространстве можно овладеть любыми навыками даже из дома. В этом смысле сфера образования совершила большой прорыв за последние 10–15 лет.

 

Как встраивать образование в свою жизнь и активную карьеру

Руслан Карманный С возрастом я стараюсь вкладывать усилия в то, что может иметь практическое значение: если вы получаете новые навыки, то нужно их обязательно применять и получать от этого удовлетворение. Соответственно, это предполагает и необходимость выбрать цель: краткосрочную или долгосрочную. Чем более серьезную цель вы для себя ставите, тем большую цену придется заплатить. 

Софья Хегай По моим личным наблюдениям, работа по-прежнему остается на первом месте. Но появляется возможность внедрять образование в свою жизнь в любом удобном формате. На текущий спрос отвечает постоянно растущее предложение — обширное количество возможностей получать практически любые навыки: от кулинарии до регби и финансовой грамотности. 

Георгий Егоров Действительно, все сильно зависит от цели, которую вы ставите: это может быть и просто получение новых знаний, и смена индустрии, в которой вы работаете. Согласен и с тем, что сказала Софья: новые тенденции в образовании во многом связаны даже не со спросом, а с предложением. Люди всегда стремились получать новые навыки, а теперь современные технологии делают этот процесс гораздо более простым и понятным. Мне кажется, что большинство изменений касаются программ и технологий образования. 

Руслан Карманный На образование можно смотреть как на структурированный способ получения информации. Мы все больше осознаем, что живем в информационном обществе, в котором хаос тоже может быть информационным. Поэтому можно смотреть на образование как на одну из возможных стратегий жизни. С этой точки зрения многие алгоритмы, которые используются в машинном обучении, тоже можно метафорически рассматривать как образец человеческого поведения. Например, алгоритм градиентного спуска: в любой момент времени вы пытаетесь понять, в каком направлении двигаться, исходя из ваших знаний, из того, что вам рассказали друзья или того, что вы услышали. Вы проходите небольшой участок, потом опять перенастраиваетесь, чтобы понять, в какую сторону лучше всего двигаться. Так вот, алгоритм градиентного спуска говорит, что если вы двигаетесь по правилам и ваша целевая функция тоже достаточно хороша, то рано или поздно вы найдете то, что хотите. 

Мария Азанова Передо мной спикеры подчеркивали некоторый конфликт свободного времени, обусловленный необходимостью осваивать новые навыки параллельно с работой фултайм. Но вообще-то и в научных организациях, и в некоторых корпорациях поощряют получение новых навыков и предоставляют возможности для обучения, в том числе временные. Мне кажется, постепенно этот тренд на lifelong learning — обучение на протяжении всей жизни — становится все более социальным. Работодатели подстраиваются под нужды работников и, возможно не так эффективно, но предоставляют им возможности для обучения. Не всегда это должен быть жесткий трейд-офф. 

 

Как выстраивать образовательную траекторию и выбирать из предложений на рынке

Руслан Карманный Я не согласен с тем, что образование — это траектория. На мой взгляд, это гораздо более сложная кривая. Мне кажется, мы как раз живем в то удивительное время, когда абсолютно точно стоит попробовать то, что вы никогда раньше не пробовали. Опишу это на собственном примере. Программа, которую я сейчас прохожу в Стэнфорде, сильно коррелирована с моей работой: я получаю универсальные навыки и знания, которые можно применять не только в финансах. Но при этом, как человек после 40 лет, я решил сильно не рисковать и начать учиться тому, что будет иметь практическую пользу в том сообществе, в котором я нахожусь. В то же время другие студенты, работающие full time в Apple, брали курсы, которые для большинства звучат пока как фантастика, например, биоинформатика и микрочипы. Есть ли в этом смысл? Есть, и очень глубокий. 

Стив Джобс в своей знаменитой стэнфордской речи, выступая перед несколькими сотнями умнейших людей Америки, дал им совет. Говоря о том, как вести себя для того, чтобы получать от жизни максимум удовольствия, он сказал: stay hungry, stay foolish. Он хотел сказать о том, что нужно быть постоянно открытым к экспериментам и пробовать то, что вы никогда не пробовали. Даже если у вас все под контролем, вы идете к своей цели, вы можете попасть в локальный максимум, ближнюю вершину и там остаться. В машинном обучении есть понятие регуляризации. Ваш алгоритм или метод может быть хорош в математике в идеальном мире, но очень плохо работать на реальных данных. Регуляризация как раз и есть прообраз этой фразы stay hungry, stay foolish, она помогает найти глобальный максимум или найти решение, даже если в данных есть шум. Нужно постоянно смотреть по сторонам и не бояться отходить от траектории. Это правило приводит к очень хорошим результатам. 

Мария Азанова В мою профессиональную отрасль, когнитивную науку, приходят люди из разных областей: я пришла из экономики, а окружают меня биологи, инженеры и физики. Основываясь на разговорах с людьми, которые решили слегка или сильно изменить свой карьерный трек, я думаю, что составление этого конструктора из навыков базируется на двух основных принципах. Первый: интерес, который будет мотивировать вас даже в свободное время осваивать и узнавать что-то новое и будет давать вдохновение для того, чтобы продолжать этот путь. Второй принцип: интердисциплинарные коллаборации. Например, машинное обучение, о котором говорил Руслан, полезно привносить в те сферы, в которых оно еще не используется. Или что-то новое происходит в физике или биологии, а ты потом это переносишь в свою сферу. В итоге это может привести тебя к большому карьерному успеху. 

Софья Хегай Мое движение карьеры является ярким примером смены и карьерного, и образовательного трека. После окончания РЭШ я ушла в креативную индустрию и сейчас работаю продюсером в креативном бутике. Такой поворот в моей карьере стал реален благодаря цифровым возможностям, которые позволяют наблюдать за тем, что происходит в мире, и за тем, что делают другие. Так складывается понимание, чем тебе самому хочется заниматься, а свой дальнейший путь ты можешь выстраивать за счет этих новых форматов образования. Например, чтобы начать путь в видео- и креативной индустриях, я пошла в киношколу без какой-либо подготовки. 

Но на основании своего личного опыта скажу, что самый важный вклад в наше образование вносят менторы, которых ты сам можешь выбирать. Ты смотришь на сферу, которая тебе интересна, и выбираешь людей, которые, как тебе кажется, могут быть в ней экспертами. Соответственно, этот образовательный конструктор, ваш личный трек может быть сформирован и скорректирован благодаря советам выбранных вами менторов.  

Георгий Егоров Выбирая из разных образовательных возможностей, нужно смотреть на две размерности: горизонтальную и вертикальную. В горизонтальной плоскости следует выбирать нужную вам программу среди тех, которые отвечают вашим целям. Для этого можно смотреть на репутацию программы, на то, кто будет вашими однокурсниками, оказывается ли во время обучения помощь в трудоустройстве. 

В вертикальной плоскости мы смотрим на этот выбор с другой стороны. Тот же Келлог, в котором я преподаю, как и многие другие зарубежные или даже российские бизнес-школы, предлагает разные программы. Например, есть фултайм программы, которые предназначены для тех, кому их текущее место работы не так важно, кто хочет сменить компанию или вообще перейти в другую индустрию. Это часто люди, которые хотят начать заниматься совершенно другими вещами. А вот на вечерних программах, на которых люди учатся вечером, а днем работают, такой мотивации почти нет. В основном там учатся люди, которым нравится место, в котором они работают, и они хотят его сохранить. Учатся они для того, чтобы приобрести знания и найти новых знакомых. Есть и программы для управленцев, executives, которые уже имеют большой опыт работы и занимают высокие должности в компаниях. Они не могут потратить два года жизни исключительно на обучение. Их интересуют даже не столько знания или диплом, сколько конкретный опыт других людей. 

Мне кажется, для поиска подходящей программы нужно прежде всего быть честным с собой: понять, к какой категории слушателей вы относитесь, нравится ли вам то, что вы делаете, хотите ли вы сменить компанию или индустрию или вам нужно просто продвинуться в этой компании.

 

Что может дать образование взрослым

Мария Азанова Еще во времена моей учебы в РЭШ наши преподаватели часто подчеркивали разницу между западной и постсоветской системой образования. В российской системе образования студенты просто сидят в аудитории и получают информацию от преподавателя. А в западной модели предполагается больше взаимодействия с преподавателем и другими учениками: это позволяет развивать софтскиллс и увеличивает эффект от нетворкинга. Я думаю, что это важно не только для ранних этапов обучения (например, бакалавриата), но становится еще более значимым для обучения во взрослом возрасте. Люди начинают учиться не с чистого листа, а обладая определенным бэкграундом, знаниями и опытом. И во взрослом возрасте этот процесс взаимодействия с преподавателем и с учениками становится все более и более важным.

Георгий Егоров Совершенно согласен: студенты могут обогатить друг друга очень сильно. И на мой взгляд, дело не в том, что взаимодействие между ними помогает им развивать софтскиллс: я вижу людей, которых учить этим навыкам совершенно не нужно. Мне кажется, что, чем старше люди, чем больше их жизненный и карьерный опыт, тем важнее учитывать их мнение и опыт в процессе обучения. Когда я преподаю в классе, то стараюсь давать возможность им рассказать о сложностях и проблемах, с которыми они сталкивались в своих компаниях и не смогли решить. Возможно, если их коллеги по группе расскажут о чем-то похожем, они смогут понять, как решать подобные проблемы. Если наши занятия им помогают, это хорошо, а если не помогают, то для меня это важный сигнал: возможно, мне нужно перестроить курс в следующем году. Важно понимать, что чем более опытные и взрослые люди в классе, тем меньший объем занимает лекционный материал и больший — равный разговор между учениками и профессором. 

Софья Хегай Лично мне очень важна экспертность человека, который обучает и делится своим опытом. Когда есть возможность вступить с ним в диалог и задать конкретные вопросы, которые интересуют тебя как учащегося, то ты получаешь опыт, релевантный именно тебе. Конечно же, это дает совершенно другой эффект, потому что, во-первых, ты удовлетворяешь конкретный запрос, а во-вторых, не получаешь массу ненужной информации, которая не принесет пользу лично тебе. Такая возможность появляется сейчас не только в дополнительном образовании: по моим наблюдениям, существует общий тренд на развитие формата диалога как между студентами и преподавателями, так и между студентами непосредственно. Это очень здорово: такой формат позволяет убрать ненужное и оставить только то, на что есть запрос. 

Руслан Карманный Я думаю, что относиться к образованию нужно следующим образом: это цена, которую платишь за то, чтобы получить дополнительные возможности. Если вы действительно считаете, что вам стоит доверить что-то новое, за это право нужно бороться. Если мы все-таки пытаемся провести линк между образованием и карьерой, то исходя из своего опыта, могу сказать, что сейчас все меньше и меньше остается возможностей для того, чтобы сделать карьеру, которая будет простой, понятной и очевидной с самого начала. Такие возможности будут сокращаться, потому что все меньше и меньше людей понимают, что в мире происходит и куда движется мир. Сложность процессов взаимодействия между людьми и корпорациями растет с каждым днем. Поэтому карьера в новых условиях — это право попробовать что-то новое и достичь успеха. Естественно, за эту возможность нужно бороться — и если вы действительно хотите это делать, то образование не просто вам поможет, это необходимое условие для достижения успеха. 

 

Как образование может вывести карьеру на новый уровень и в каких случаях стоит задуматься о смене карьерного трека

Софья Хегай Отвечу на основании личного опыта. Образование, полученное на совместном бакалавриате РЭШ и ВШЭ, давало возможность пробовать себя в абсолютно разных направлениях и получать различные навыки. Помимо экономических дисциплин у нас была возможность изучать, например, историю искусств, нейронауки, философию сознания: все это давало широкий бэкграунд, стимулировало желание развиваться и узнавать больше о мире. Подобное разнообразие и возможность выбора позволили мне в принципе допустить мысль о том, что можно сменить карьерный трек. Если говорить о поколении моих родителей, то кажется, что раньше даже не было такой возможности. Когда они выбирали определенную профессиональную сферу и получали конкретное образование, их путь был примерно ясен и не подразумевал перемены. Сегодня же образование позволяет нам видеть и пробовать гораздо больше, и это многообразие возможностей нужно использовать.

Георгий Егоров Мне кажется, что задумываться о смене карьерного трека стоит в том случае, если что-то не получается или не соответствует вашим жизненным целям. Кто-то предпочитает нормированный рабочий день, кто-то ненормированный, одни хотят путешествовать, а другие нет. А кому-то просто наскучила нынешняя работа, и он не может себе представить, как можно еще 20 лет на нее потратить. На мой взгляд, это сигнал, что нужно что-то менять. Вопрос только в том, как перейти от понимания того, что вас что-то удовлетворяет и нужно что-то менять, к пониманию того, что именно нужно менять. 

Руслан Карманный Ответ на вопрос о том, как часто стоит задумываться о смене карьеры, зависит от склонности к риску. Если мы говорим про чемпионский путь, то о смене карьеры можно задумываться каждый день, иначе вы можете пропустить какую-то уникальную возможность. 

Сильнейшие университеты мира, как правило, имеют экосистемы стартапов. Поэтому многие студенты прямо с университетской скамьи начинают делать что-то новое, и их карьера строится именно в таком режиме: они готовы к спонтанности и открыты новому. 

Основатель компании Nvidia в одной из своих лекций рассказывал, что компания, которую он возглавлял на протяжении 20 лет, росла экспоненциально. Экспоненциальный рост — это очень жесткий режим, но ему удавалось и руководить компанией, и быть довольным своей жизнью. Дело в том, что смысл, который он вкладывал в то, что он делает, менялся. Пока вы остаетесь в гармонии с самим собой, карьеру перестраивать не надо. А если вы не чувствуете, что что-то, чем вы занимаетесь, вам подходит и имеет ценность, то конечно, нужно посмотреть по сторонам. Я думаю, что нужно просто продолжать ставить себе цели, которые, с одной стороны, трудные, потому что легкую задачу решать не очень интересно, а с другой стороны, достижимы. Это в общем-то процесс непрекращающийся: в процессе поиска нужно находиться постоянно. 

Мария Азанова Такие решения действительно зависят от вашей склонности к риску: это нужно принимать, но с верой в себя. Поддержу Софью в ее оценке совместного бакалавриата РЭШ и ВШЭ: именно там нас научили учиться и не бояться вызовов. А также научили верить в себя, поэтому всем, кто хочет что-то изменить и считает, что это оправданно, я желаю только верить в себя.

 

Тезисы подготовила Екатерина Сивякова