Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
Работа в западном университете начинается с учебы на PhD-программе: это необходимая начальная ступень для построения академической карьеры. О том, как подготовиться к поступлению, по каким критериям выбирать программу и университет, как устроена исследовательская работа в зарубежном вузе и как строить карьерный трек после окончания учебы, в рамках цикла встреч РЭШ об образовании размышляют ректор РЭШ Рубен Ениколопов, профессор Массачусетского технологического института Анна Микушева, а также выпускник РЭШ этого года, поступивший на PhD-программу по экономике Пенсильванского университета Артемий Корольков и выпускница совместного бакалавриата РЭШ и ВШЭ Анна Щеткина, поступившая на PhD-программу по количественному маркетингу Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете.
Рубен Ениколопов Как устроены стандартные PhD? За первые два года на любой топовой программе зарубежного вуза вы получаете знания от ведущих мировых ученых, которые двигают границы научного знания. А уже потом, после двух лет учебы и экзаменов, вы начинаете вести самостоятельную научную работу. Оставшиеся три года вы под руководством этих ученых начинаете писать работы и выдвигать идеи, которые выходят за грань того, что уже известно. Нигде, кроме программ зарубежных PhD, больше невозможно почувствовать эти границы знаний. Дополнительная, не всегда очевидная, ценность этих программ заключается в том, что вы создаете круг общения с людьми, с которыми потом можете делать совместные исследования: ваши однокурсники –– это ваши потенциальные соавторы, эдвайзеры. Так вы накапливаете социальный капитал.
Анна Микушева Попадание в международный университет само по себе дает большой социальный опыт. Вы получаете удовольствие от находящихся вокруг вас замечательных, умных, талантливых людей, которые горят желанием сделать что-то хорошее. В России, во время учебы в МГУ, к которому я отношусь с большим уважением и любовью, я не так сильно чувствовала это разнообразие. Мы все были похожи друг на друга, потому что у нас был примерно одинаковый жизненный опыт. А Америка –– это плавильный котел, что еще более заметно в университетах. Учиться туда приходят люди с разными точками зрения, разным жизненным опытом, полученным в разных странах. Их идеи настолько разнообразны, что в первые годы я просто задыхалась от этого: все люди настолько разные, что невозможно было даже предположить, кто что скажет. Этот жизненный опыт, в том числе, заставил меня подумать о том, что я хочу остаться в академии, потому что просто приятно –– быть в такой атмосфере.
Анна Щеткина Пока я училась на бакалавриате, моя задача была довольно простой и понятной: нужно было брать курсы, делать домашки, сдавать экзамены и получать хорошие оценки. Через пять лет учебы на PhD, когда, надеюсь, я стану профессором, мне нужно будет писать статьи, которые будут двигать вперед знания всего мира. Этому никто не учит на бакалавриате. Учеба на PHD даст мне эту уникальную возможность: за пять лет люди постараются передать мне свой опыт и расскажут, что мне нужно делать для того, чтобы вместо воспроизводства чужого знания создавать что-то свое.
Артемий Корольков Мои основные ожидания от учебы на зарубежном PhD - попробовать самостоятельную исследовательскую деятельность. Во время учебы на бакалавриате или в магистратуре довольно трудно долго работать по одной теме, не отвлекаясь на другие вещи. PhD дает эту возможность, для чего большинство туда и поступают.
Рубен Ениколопов Я бы хотел предупредить выпускников, что включение в самостоятельную исследовательскую деятельность происходит не так быстро. Первые два года студенты, конечно, уже начинают выдвигать новые идеи, но все-таки больше посвящают времени учебе. Есть даже понятие “депрессии третьего года” у PhD-студентов: кончаются курсы, и нужно самостоятельно придумать что-то новое, а это очень тяжело. У большинства она проходит, когда они много раз пытаются что-то сделать и в конце концов ломают эту стенку.
Анна Микушева Согласна с Рубеном: на мой взгляд, он говорил о терпении. Мы часто хотим сделать все быстро. И в занятии наукой меня поразило именно то, что быстро ничего не получается: если ты поставил себе задачу и решил ее за один раз, значит, она была неинтересной и писать статью об этом нет смысла. Если ты решил ее, например, с четвертой попытки, то это уже задачка получше, но тоже не очень интересная. Над действительно интересными вопросами можно работать месяцами, иногда годами, но когда вы находите решение, оно будет по-настоящему красивым. Я сама испытала депрессию третьего года, это очень тяжелое время на PhD-программе. Отчасти она приходит от того, что мы ожидаем, что достигнем успеха очень быстро. Надо понимать, что научное исследование –– очень долгая работа, глубина которой определяется и временем тоже.
Артемий Корольков Есть технические требования: нужно подтвердить знание английского, сдав международный экзамен, для большинства программ нужен и GRE по математике. Но самое важное во время подготовки к поступлению –– это рекомендательные письма от профессоров. Чтобы их получить, нужно довольно долго с ними общаться и работать. Я бы посоветовал сначала договариваться об этих письмах, а потом уже сдавать экзамены, писать мотивационные письма и выбирать университеты.
Анна Щеткина Действительно, получение рекомендательных писем занимает очень много времени. В моем случае путь к ним занял три года: в том числе, я работала с профессорами как research assistant и teaching assistant. Неожиданным в процессе поступления для меня было другое: то, сколько времени уйдет на интервью с университетами. К декабрю у меня закончился процесс подачи документов, и с января по март я проходила интервью с зарубежными школами, к которым тоже нужно было готовиться. После того, как школа принимает решение о том, что они высылают вам оффер, разговоров становится только больше, потому что теперь вам нужно познакомиться с профессорами, обсудить с ними свои интересы и проекты. Несмотря на то, что этот этап завершает процесс поступления, он очень важен для дальнейшей учебы в выбранном университете.
Рубен Ениколопов Ключевым моментом в процессе поступления действительно является получение рекомендательных писем. Да, профессора обращают внимание на весь опыт общения со студентами, включая их работу в качестве ассистентов. Но на самом деле главным все равно является опыт работы студентов над собственным исследованием. Осенью, в начале зимы, когда пишутся рекомендательные письма, дипломные работы еще не готовы. Однако в этот момент студенты уже делают первые шаги в их написании: их обычно профессора и описывают. В рекомендательных письмах недостаточно просто сказать, что это очень умная студентка, которая задает хорошие вопросы и имеет отличные оценки. Всегда нужно показать конкретику: например, она сейчас начинает писать свою исследовательскую работу, посмотрите, какая у нее замечательная идея и подходы к ее разработке. Чтобы профессорам было, что написать в письме, студентам нужно как можно раньше начинать работать над собственной дипломной работой, она должна быть в таком состоянии, чтобы на ее основании можно было бы написать рекомендацию.
Дам несколько циничный совет: как минимум одно из писем должно быть от профессора, чья публичная публикационная активность делает его рекомендацию заслуживающей доверия у тех, кто будет ее читать. Если письма вам написали молодые профессора, которые еще не успели заявить о себе, это может сократить ваши шансы на поступление.
Анна Микушева Приемные комиссии университетов хотят знать, кто способен, может и будет заниматься исследованиями. И нужно доказать, что вы на это способны. Это может быть отражено в резюме, рекомендательных письмах, в мотивационном письме. Вам нужно создать свою историю. Обычно студенты рассказывают о своих проектах, предъявляют опубликованные статьи и тезисы для конференций. Очень важно описать свой опыт работы research assistant у профессора, если он у вас есть. Многие студенты проходят стажировки в исследовательских компаниях, банках, правительственных организациях, которые занимаются экономической политикой. Если во время стажировки у вас была возможность сделать свой проект, который показывает глубину вашей мысли и умение сосредоточиться на одном значимом вопросе, это обязательно нужно сообщить университету. Когда вы выбираете тех, кто будет вам писать рекомендательные письма, следует подумать, что этот человек может добавить к тому, что вы уже сообщаете в своей заявке. Кстати, рекомендатель необязательно должен быть вашим профессором. Если вы работали в Центральном банке и ваш руководитель напишет вам рекомендацию, это будет выглядеть лучше в сравнении с письмом от профессора, у которого вы просто брали курс. Сейчас также набирает популярность “предок” (predoctoral fellowship): это исследовательские позиции, которые человек берет до поступления на PhD, чтобы получить исследовательский опыт и хорошие рекомендации.
Анна Микушева Если мы говорим о программах по экономике, то важно учитывать, что эта область очень иерархична. У нас есть твердое понимание того, какие университеты находятся на топовых позициях и почему они там оказались. Обычно при поступлении вы учитываете эту иерархию и знаете, куда хотите попасть.
Чем отличаются университеты друг от друга? В первую очередь, составом студентов. Потому что, как уже сказал Рубен, студенты –– это те, с кем вы будете учиться, писать совместные статьи и общаться всю профессиональную жизнь. Большинство университетов публикуют на своих сайтах информацию о том, чем занимаются их выпускники. И если вы действительно хотите делать академическую карьеру, то вам нужно попасть в хороший университет, потому что именно из них выходят будущие исследователи.
Второе отличие в том, какое количество областей экономики представлены в университете, насколько разнообразна экспертиза его профессоров. В большинстве топовых вузов представлены практически все области экономики. Это очень важно, потому что больше половины студентов меняет свое научное направление во время учебы на PhD. Так было и со мной: только спустя полтора года после обучения я поняла, что буду заниматься эконометрикой. Хорошо, если в университете будет возможность поменять свою траекторию и эта смена направления тогда пройдет практически безболезненно. Когда мы спускаемся вниз по рейтингу университетов, то видим, что в университетах, позиции которых ниже, какие-то области не представлены, а на каких-то работает по паре человек. Если вы понимаете, что выбор ограничен, работать гораздо тяжелее.
Рубен Ениколопов Если вы выбираете для поступления университет не первой десятки, то действительно нужно понимать эту специфику наличия разных областей. Для этого очень полезно разговаривать с профессорами, которые знают особенности различных университетов, потому что не все из них можно понять из публикаций на сайте вуза. Например, может оказаться, что замечательный профессор, к которому вы хотите попасть на PhD-программе, уже не работает со студентами.
За последние годы PhD-программы американских вузов стали намного сильнее, а европейские университеты пока еще до этого уровня не дотягивают, но тоже уже вполне конкурентоспособны.
Анна Щеткина В области маркетинга тоже есть вполне конкретный список из десяти университетов, которые считаются топовыми и в которые нужно попасть, чтобы в дальнейшем получить хорошую работу. Во время поступления я подала документы во все эти университеты, не слишком размышляя о том, куда именно я хочу попасть. И уже потом, во время интервью с университетами после получения от них предложений, мне очень помог мой научный руководитель, который знает особенности этих вузов, представленность там разных профессиональных сфер. Если в ведущих университетах, занимающихся экономикой, все области представлены более-менее равномерно, то с маркетингом ситуация обстоит иначе. Программа по маркетингу может быть у топового университета, такого, как Стэнфорд, но заниматься там можно будет только чем-то специализированным. Поэтому то, чем вы хотите заниматься и чем занимается университет, может не совпадать.
Артемий Корольков Обычно люди подаются в довольно большое число университетов. Анна подавала документы в 10 вузов, я в 13, и это среднее значение, кто-то отправляет заявки в 20 университетов, если не больше. А когда после получения офферов настает время сделать выбор, всегда можно связаться со старшекурсниками этих программ и с профессорами, которые на них работают. Я так делал, и мне всегда довольно быстро отвечали и на все вопросы давали подробные ответы.
Рубен Ениколопов Во-первых, вы должны хотеть заниматься исследованиями. Вы можете потом передумать и пойти работать в частный сектор после окончания PhD-программы, но для поступления вам нужна эта мотивация. Во-вторых, для того, чтобы заниматься наукой, необходимо упорство и в каком-то смысле психологическая устойчивость. С первого раза не получается ничего. Когда вы становитесь профессором, все становится только хуже, потому что вы будете отправлять статьи в научные журналы и вас будут постоянно отвергать. Вы постоянно будете падать: это достаточно болезненно и неприятно. Надо уметь вставать и продолжать движение, а это невозможно делать, если вам не нравится то, чем вы занимаетесь. В экономике цикл подготовки работы занимает годы от момента зарождения идеи до публикации исследования. Единственное, что может вас двигать все это время –– это удовольствие от исследовательского процесса.
Ближе к концу обучения на PhD-программе вы приобретаете умение раз за разом пробовать новые идеи, отвергать неинтересные и упорно работать над теми, которые вам нравятся. Также постепенно приходит умение правильно общаться с людьми, получать отзывы на свою работу, чтобы исправлять ее. Приходит умение правильно представлять свою работу, чтобы она заинтересовала других людей: эта социальная часть научной деятельности тоже прививается во время учебы на PhD.
Анна Микушева Совершенно согласна с Рубеном: упрямство и позитивный настрой очень важны. Это то, чему учишься постоянно. Я бы еще хотела ответить на более технический и простой вопрос о том, надо ли заканчивать университет по экономической специальности, чтобы поступить на PhD по экономике. Ответ “нет”. К нам постоянно приходят студенты, которые никогда не учили экономику до поступления на PhD-программу, но занимались, например, математикой, computer science, физикой. Если вы не экономист, для учебы очень важно иметь техническую, математическую подготовку. То есть экономистом изначально быть необязательно, но абсолютно необходимо иметь интерес к экономике и быть готовым к тому, что она изменит ваше мироощущение, миропонимание и вашу жизнь. Я бы сказала, что экономисты в целом довольно циничные люди. Может быть, мы достаточно буквально понимаем идею стимулов и очень сильно верим в идею рынка. Во время учебы на PhD мы становимся экономистами и начинаем понимать, что происходит в науке. И получаем другой способ мышления: не зря говорят “мыслить, как экономист”. Это невозможно описать, этому можно только научиться. Даже входя в программу условным математиком, ты выходишь из нее экономистом.
Анна Микушева Во время первых лет учебы студенты осваивают основы, которые помогают им понять, что такое экономика и где ее рубеж. Потом они обычно начинают выполнять обязанности research assistant –– помогают профессорам выполнять исследования. Это могут быть очень разные задачи: например, я проверяла доказательства в статьях профессоров, а также пыталась переписать какие-то доказательства в более компактной форме. Обучение исследованиям предполагает обучение действием –– learning by doing. Ты что-то делаешь и уже в процессе начинаешь понимать, как это делать. Даже обладающие серьезными математическими знаниями студенты, когда пишут свои первые доказательства по эконометрике, пишут их ужасно: это невозможно читать и невозможно понять. Огромный шаг делаешь, когда пишешь первые статьи под руководством профессора или в соавторстве с ним, что случается не со всеми. Вы вместе проходите этот процесс не только написания статьи, но и ее публикации. У меня был такой замечательный опыт: я опубликовала свою первую статью еще когда была студенткой. Научный руководитель помогает не впасть в депрессию, когда получаешь первые рецензии: объясняет, как на них отвечать, как переписываться с редактором и продолжать дальше заниматься темой, зная, что твою работу раскритиковали. Это то, чему учат на PhD-программе, и мы сами потом этому учимся и дальше.
Рубен Ениколопов Согласен: самое полезное, что может дать учеба на PhD –– это опыт совместного написания работы вместе с профессором. Как и просто наблюдение со стороны за его исследованиями и процессом написания статьи, если вы research assistant. Когда студенты читают уже опубликованные статьи, они выглядят идеальными. И кажется, что работа профессора выглядит так: он с утра встает, выпивает чашечку кофе, ему приходит в голову гениальная идея, он ее быстро записывает, и вот вам статья. На самом деле это очень трудоемкий и долгий путь. Очень часто вы начинаете с одной идеи и пытаетесь ее описать, а в процессе работы она может поменяться или могут получиться совершенно другие результаты.
Мне тоже повезло: я писал свои первые статьи в соавторстве со своей научной руководительницей и именно благодаря ей получил этот бесценный опыт. Если вы research assistant, можно просить профессора рассказать, как пишется статья. Если вы собираетесь продолжать работу в академии, то вам нужно будет написать свою основную статью: job market paper. Она необходима для того, чтобы вам “продать” себя, когда вы претендуете на позицию профессора. Можно наблюдать за тем, как работают над этими статьями старшекурсники. В этом процессе действительно важно обучение через действие. Статью нельзя написать по пунктам: сначала сделать это, а потом это. Умение написать научную статью –– это то, что называется некодифицируемым знанием, которое можно получить только через опыт и анализ примеров. Чем больше вы видите примеров, тем лучше. На PhD-программах есть очень много семинаров. на которых студенты и аспиранты обсуждают свои сырые идеи. Наблюдение за тем, как эволюционируют эти работы тоже дает очень полезный опыт и много может вас научить.
Анна Микушева Наши выпускники имеют три траектории трудоустройства. Часть из них идет в академию. Они либо начинают делать постдок, либо выбирают tenure-трек: становятся сначала assistant professor, потом associate professor, потом получают tenure (постоянный контракт с университетом) и становятся профессорами. Это стандартная академическая карьера.
Второй тип карьерного трека предполагает работу в различных государственных структурах, которые занимаются экономической политикой. Это может быть Центробанк, Федеральный резерв, Международный валютный фонд, Департамент юстиции или другие организации, в которых нужны экономисты. Там можно и заниматься исследованиями, которые нужны для принятия решений.
И третий тип карьеры –– это работа в частном секторе. Обычно люди выбирают investment banking и консалтинг. Все больше и больше возможностей сейчас появляется у технологических компаний, таких, как Amazon и Uber. Экономисты им нужны для того, чтобы оценить спрос и предложение, объяснить, как лучше распределять ресурсы.
Рубен Ениколопов Действительно, в последние годы внутри технологических компаниях стали появляться очень мощные исследовательские центры. Люди приходят работать в условные Amazon и Microsoft и по сути становятся учеными. Да, они занимаются вопросами, которые интересны этим компаниям, но в то же время публикуют статьи и могут потом вернуться в университет. Хотя обычно если ты уходишь из академии в частный сектор, это дорога с односторонним движением, вернуться обратно невозможно. Разница между работой в университете и в исследовательских центрах бигтеха в том, что в вузе вы еще и преподаете и занимаетесь своими исследованиями. А в компаниях вы занимаетесь прикладными проектами, но существенную часть своего времени можете заниматься академическими исследованиями. Это уже можно назвать четвертым, достаточно нишевым треком. Пока это возможно только в топовых технологических компаниях, но постепенно тренд на появление исследовательских отделов в частных компаниях может развиваться.
Тезисы подготовила Екатерина Сивякова