Подпишитесь на рассылку
«Экономика для всех»
и получите подарок — карту профессий РЭШ
Изучение экономики открывает множество дверей, а гуманитарные знания помогают принимать важные для людей решения и делать верный этический выбор, уверена Анастасия Хроменко, студентка Российской экономической школы. В интервью GURU она рассказывает о том, как постепенно менялись ее мечты, объясняет, почему ей не нравится решать абстрактные задачи, описывает свое видение нелинейного успеха и размышляет о том, почему так важно понимать, что можно полностью поменять свою жизнь даже в зрелом возрасте.
В детстве мне хотелось быть художницей. Я ходила в художественную школу в Бердске, но потом наша семья переехала в Кольцово под Новосибирском. Сейчас Кольцово процветает, потому что здесь находится центр «Вектор», который разрабатывает вакцины. Однако художественной школы там уже не было. Тогда папа стал заниматься со мной математикой, и я взяла 1-е место на школьной математической олимпиаде. После этого мне в голову как будто ударили звездочки: захотелось побеждать.
Мое детство прошло в Академгородке, потому что Кольцово находится в 20 минутах на автобусе от Новосибирска. Там очень развито олимпиадное движение, поэтому в детстве я постоянно знакомилась с людьми, которые ездили на международные олимпиады. С каждым годом, однако, математика для меня становилась все скучнее, особенно когда я начала наблюдать за тем, чем занимались люди, с которыми я общалась, а я ходила в маткружки, занималась там с сотрудниками из Новосибирского государственного университета и Института математики.
Мне стало понятно, что я не могу решать абстрактные задачи, особенно если не известно, могут ли они вообще быть решены. Это меня фрустрирует. Захотелось чего-то более прикладного, поэтому, когда в школе открылся факультатив по экономике, я очень обрадовалась. Хотя экономику я взяла просто по остаточному принципу, потому что остальные предметы по выбору – физика, химия и биология – мне не нравились. Но оказалось, что экономика – это интересно: поведение людей можно моделировать, что может привести к интересным результатам. Так и получилось, что я решила: в математику больше не хочу, буду заниматься экономикой.
Для меня многое сделали две мои учительницы. Надежда Михайловна Перминова, учительница по математике, помогала мне двигаться вперед. Я понимаю, что я очень ленивая, поэтому мне нужен какой-то внешний «угрожатель», который будет, во-первых, говорить, что мне нужно сделать. А во-вторых, так как я пессимист, мне нужен кто-то, кто даст мне понять, что у меня все получится, и напомнит, что я не глупая. В 11-м классе я поехала с костылями на Всерос по математике в Екатеринбург и случайно его взяла. Ехать мне туда не очень хотелось, я думала: как же я на костылях посмотрю город? Но Надежда Михайловна сказала, что у меня все равно все получится. Так и вышло.
Учительница по экономике, Марина Леонидовна Лобанова, сумела буквально за несколько занятий привить мне симпатию к этому предмету, помогла укрепиться в осознании того, что это действительно интересно. В провинциальных школах экономика, особенно в начальных классах, выглядит так: нарисуйте на карте месторождения нефти. Это очень скучно. Я рада, что на месте Марины Леонидовны не оказался человек, который представил бы этот предмет поверхностно. Не думаю, что без нее я начала бы заниматься экономикой. Она помогла мне пройти этот путь.
К 8-му классу я уже участвовала в математических олимпиадах, потом включилась и в олимпиады по экономике. Подумала: о, еще одни «Веселые старты». В 10-м классе у меня получилось стать призером по экономике. В тот момент, кажется, я не была еще настолько осознанным ребенком, который берет диплом для того, чтобы поступить в университет. Поступление в московский вуз мне тогда представлялось чем-то небывалым. Казалось: зачем это делать, если можно поступить в Новосибирский государственный университет, быть поближе к маме и есть ее пирожки?
Выбрать вуз мне помогло олимпиадное экономическое комьюнити. Ты приезжаешь на Всерос, общаешься со сверстниками, сопровождающими их ассистентами, которые уже взяли олимпиаду, поступили в университет и учатся в МИЭФе, на Совбаке (Совместном бакалавриате РЭШ и ВШЭ) или в МГУ. Они делятся с тобой впечатлениями, и ты узнаешь, что большая часть олимпиадников собирается идти на Совбак. Как и многие всеросники, в тот момент я не делала какой-то осознанный выбор. Я просто знала, что есть две лучшие программы и я пойду туда же, куда и большинство. Поэтому выбрала этот вариант, и мое решение впоследствии меня не разочаровало.
В детстве про науку я, конечно, не думала – мне казалось, что она для каких-то сверхразумов. Размышляла о том, что как-то выучусь и буду зарабатывать деньги с помощью математики. А в 11-м классе мне как школьнику-олимпиаднику захотелось представить, кем я вообще могу работать, что умею делать. Оказалось, что я умею решать олимпиадные задачи. Их особенность в том, что ты всегда знаешь, что у них есть решение, потому что их написали люди и в них нет ничего страшного. Еще мне казалось, что когда я приду в экономику, то тут будет бухучет или, наоборот, чистые модели. Это два поляризованных взгляда на экономику: она воспринимается либо как что-то очень прикладное, либо как что-то очень теоретическое.
Вуз сильно расширил мое понимание того, что такое экономика, с каждым годом мне все интереснее этим заниматься. Сейчас, после курсов «Микроэкономика» и «Макроэкономика-1», мы почти закончили изучать чистые модели, теперь обучение строится на связке экономических процессов с конкретными кейсами. Это приятно, потому что уже кажется, что мы занимаемся не чем-то абстрактным, а более связанным с жизнью. Макроэкономика обычно пугает студентов: если начать над ней размышлять, то получается, что все влияет на все, при этом все колеблется и доказать ничего нельзя. Но на чудесном курсе «Макроэкономика-2» у Олега Замулина мы брали какое-то событие и он показывал нам на моделях, что должно произойти дальше. Именно так потом и происходило.
Открытием для меня стал курс «Экономика развития». Тут тебе показывают, что можно написать статью, на основе которой Всемирный банк потом сделает политику, введет ее и в отдельной стране людям станет лучше. Сейчас мне тоже хочется однажды стать исследователем, который будет работать и писать статьи. Но я понимаю, что пока не могу самостоятельно выбрать тему для изучения, а долгосрочные дедлайны меня фрустрируют. Поэтому я бы хотела быть сотрудником какой-нибудь лаборатории, который, используя свои знания, проводит анализ конкретной экономической сферы за короткое время.
Еще мне нравятся политическая экономика и экономика общественного сектора. Здесь мы можем построить модели поведения людей, а потом из этого элегантно достать какую-то зависимость или гипотезу и объяснить, почему так происходит в реальности. Предсказывать поведение людей мне гораздо интереснее, чем цены на акции. Получается, что мне интересно смешение разных направлений экономики еще и потому, что оно близко к жизни. Чистым теоретиком или статистиком я быть не смогу.
На 1-м курсе, когда мы проходили «Введение в экономику», Андрей Бремзен нам сказал: «Возможно, большую часть своей пользы от обучения вы получите из-за peer effect, то есть из-за того, что мы вас собрали в одном месте». Я очень восприимчивая, поэтому меня очень радует то, что я попала в это сообщество. Оно конкурентное не в токсичном смысле, скорее ты смотришь на других, видишь, что у них что-то получается, и думаешь: а я, наверное, тоже смогу. Потом пробуешь – и действительно, получается и у тебя. Мне не кажется, что у меня есть какие-то данные, с помощью которых я могла бы прыгнуть выше головы. Я просто иду с потоком.
Сообщество преподавателей РЭШ открыто к общению. Во-первых, ты всегда можешь задать вопрос по учебе: если тебе что-то не очень понятно, тебе это объяснят. Во-вторых, ты можешь поговорить с ними и про жизнь. Еще в доковидные времена у нас устраивались встречи за пиццей, во время которых профессора общались со студентами. Здесь у тебя есть возможность пообщаться с разными людьми из экономической сферы. Это дает ощущение того, что твои цели, во-первых, достижимы, а во-вторых, идти к ним интересно.
Своим наставником в РЭШ я считаю Марту Тройю Мартинез. Сейчас я работаю с ней как research assistant, а в следующем семестре планирую взять ее курс. Вместе с Ольгой Кузьминой они организовали в РЭШ Female society: встречаются с девушками, объясняют им процедуру подачи документов в магистратуру и на PhD, а скоро проведут встречу о работе в индустриях. Марта не только очень сопереживающая, но и активная. Она для меня пример настоящей профессорки: если бы у меня получилось стать такой же, как она, я была бы очень рада.
Марта поработала и в госуправлении, и в индустрии, а однажды решила, что ей нужно повысить свою квалификацию. Поступила сначала в магистратуру, потом на PhD и поняла, что ей нравится заниматься исследованиями. Более того, она осознала, что хочет делать их самостоятельно, ее привлекает возможность выбрать свою тему и сделать шаг в ее изучении. Это очень воодушевляюще. Я тоже собираюсь в какой-то момент поступать в аспирантуру, поэтому она рассказывает мне, что это не так страшно, как я себе это представляю.
Я хочу попробовать поступить в зарубежную магистратуру по экономике. Больше всего после Новосибирска мне хочется отсутствия снега. Я подала документы в Испанию, Италию и на юг Франции. Запасной вариант – это Германия, так как там хорошие условия для студентов. Еще думаю об Англии, потому что там очень качественное образование, но шансов попасть туда у меня мало. Это моя розовая мечта. С конкретным направлением я еще не определилась. Профессора нам советуют: если не знаешь, в какой именно сектор экономики хочешь пойти, лучше в магистратуре взять общий курс, чтобы потом, в аспирантуре, уже выбрать именно то, что тебе интересно.
У меня нет четко сформированного хобби, на которое я специально выделяла бы время. Когда нахлынет грусть-печаль или есть время, я рисую. Мне нравятся фильмы и сериалы, которые показывают, что можно быть неидеальным. Ведь часто начинаешь тревожиться именно из-за того, что кажется, что у всех «настоящий успех», а у тебя будто бы и нет. Начинаешь еще быстрее работать, времени почти ни на что не остается, успеваешь только взглянуть на то, что происходит у других. И думаешь: все, жизнь не удалась. Это лечится тем, что ты просто говоришь с людьми и они тебе рассказывают, что все на самом деле не так идеально, как ты видишь. Это позволяет понять: значит, я не проигрываю, так у всех, не нужно думать, что я попала не в свою стезю.
Глобально меня очень сильно пугает, что можно выбрать не свой филд, потратить на него всю жизнь, а потом понять, что ты занимался на самом деле не тем. Раньше в поп-культуре была распространена идея о предназначении, которое нужно каким-то образом найти. Для меня это звучит очень страшно, потому что можно его и не отыскать. Я очень боюсь той точки невозврата, которая может наступить тогда, когда ты проделал большой путь, но вдруг решил изменить его направление и думаешь, что у тебя не получится. Поэтому меня радуют те фильмы, которые показывают, что можно поменять свою жизнь даже в зрелом возрасте и все у тебя будет хорошо.
Нам часто кажется, что успех – это что-то линейное. Мол, я иду вперед и если отклоняюсь от этого пути, то оказываюсь неуспешным. Но вообще-то, если ты работаешь 24/7 и у тебя высокие количественные показатели, возможно, ты не слишком-то успешен, потому что возможность отдыхать – это тоже часть успеха. Сейчас я хочу определиться со своими ценностями, понять, ради чего я всем этим занимаюсь. Когда спишь по 4 часа каждый день, то начинаешь спрашивать себя: а для чего? Чтобы потом в 40 лет точно так же спать по 4 часа в день? Кажется, так жить мне не очень хочется.
Я часто задумываюсь, что было бы, если бы моя семья не переехала и я осталась учиться в маленьком поселке. Возможно, сейчас я была бы уже замужем с двумя детьми. А может быть, и нет, кто знает. Меня радует, что пока мне кажется, что я принимала только верные для себя решения, которые ведут меня к той цели, которую я сейчас хочу. А возможно, мои цели заданы моими выборами. При этом я считаю, что именно образование дало мне доступ к той карьере, которую мне бы хотелось построить. Впрочем, образование как самоцель мне тоже очень нравится: узнавать что-то новое – это чудесно. Отчасти из-за этого мне и хочется быть исследователем, потому что так ты можешь постоянно читать, продвигаться в своем направлении, а не делать все время одно и то же.
Самой себе в школьные годы я бы посоветовала начать учиться самостоятельно, а не из-под палки. Сегодня я многое делаю уже не потому, что от меня этого ждут, а потому, что знаю, что это надо именно мне. Мотивация «потому что мама заругает» – это не то, что должно стимулировать сознательного человека. Глобально в жизни я бы пожелала себе брать больше ответственности за свои решения и не бояться этого.
Тем, кто только собирается поступать в университет, я бы сказала, что экономика не только интересна сама по себе, она еще и открывает множество возможностей. После бакалавриата по экономике ты можешь поступить в магистратуру, например, на data science и стать программистом. Он кажется хорошей опцией и для тех, кто пока не определился, хочет ли он вообще стать экономистом. На совместном бакалавриате академическая программа предполагает, что ты можешь взять и курсы, не связанные с экономикой, чтобы расширить свой кругозор, например замечательный курс по литературе от Галины Юзефович. А получаемые технические и прикладные навыки универсальны: эконометрика важна для любого аналитика, а анализ данных пригодится всем программистам и разработчикам.
Экономическое образование дает много не просто знаний, а способов смотрения на мир, которые помогают правильно его осознавать. Экономические курсы дают тебе возможность понять, что сейчас будет происходить в России. Экономика обеспечивает еще и бэкграунд для того, чтобы ты стал нормальным человеком, в каком-то смысле тебя воспитывает. Гуманитарные знания нужны для того, чтобы мы с вами могли принимать хорошие решения и как политики, и как избиратели и совершать верный этический выбор.